Пронина С.Л., воспитатель

Сценарий семейного спортивного праздника в подготовительной группе ко Дню Защитника Отечества
НОД по нравственному воспитанию в подготовительной группе "В гостях у феи Вежливости"
Родительское собрание в форме викторины Что? Где? Когда?
Консультация для родителей "В помощь маме ТРИЗ-игры для скучающих детей"
Консультация для родителей по развитию речи
Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Знатоки" (квест-игра)
Конспект НОД в старшей группе "Экскурсия по родному городу Тольятти"
Мастер класс для родителей по ТРИЗ - технологии "Волшебники и волшебницы"
Сценарий спортивного праздника в старшей группе "Мама, папа, я – спортивная семья "
НОД по речевому развитию в средней группе "Профессии"
Проект по следам Олимпийских игр
Мастер класс-кормушка для птиц
Проект "Зимующие птицы"
Круглый стол для родителей «Здоровье ребенка в ваших руках» (по пропаганде ЗОЖ)
Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику детей"


К проблеме формирования основ безопасности
Пронина С.Л., воспитатель I категории МБУ «Школа № 89» структурного подразделения детского сада «Радужка» г.о. Тольятти
Ключевые слова: безопасность, основы безопасности, формирование основ безопасности в дошкольном возрасте.
Аннотация: в статье рассказывается о необходимости формирования основ безопасности на дошкольном уровне. Приводятся адекватные возрасту способы основ формирования безопасности у дошкольников.
Все существующее на Земле связано между собой. Мы не всегда понимаем смысл этих связей и, к сожалению, часто нарушаем их. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята ребенком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказываются малоэффективными. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Освоение правил безопасного поведения становится все более важной государственной задачей. ФГОС рассматривает формирование основы безопасности в рамках социально-коммуникативного развития. Особое значение приобретает заблаговременная подготовка детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности.
Дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что у них не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно ловят бабочек, убегая все глубже в лес, срывают незнакомые растения и грибы.
Таким образом, проблема «ребенок и природа» приобретает все большую значимость и выходит за рамки ознакомления с правилами поведения в природе.
Важно данную проблему решать не изолированно в детском саду, а привлекать к этой работе родителей. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнять какого- либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Например, сложно объяснить детям, что нельзя оставлять мусор в лесу, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, состоянии растений; нельзя срывать редкие виды растений, такие как венерин башмачок, ландыш, если родители сами это делают.
Необходимо воспитывать в ребенке бережное отношение ко всему живому и навык экологически верного поведения в парке, в лесу, на озере, объясняя причинно-следственные связи. Постепенно подводить к пониманию того, что в природе нет ничего лишнего, ненужного, вредного. Вред может нанести сам человек.
Поэтому экологическая культура взрослых является одним из решающих факторов в экологическом воспитании детей.
Эффективен и способ рассказа и показа последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо объектом. Вместо того чтобы кричать: «Этого делать нельзя!», лучше всего сказать: «Остановись. Это опасно для твоего здоровья. Послушай, что могло бы случиться, если бы ты наелся незнакомых ягод или продолжал бы дальше отмахиваться от пчел!»
Экскурсия в лес, на озеро, речку помогают лучше понять и увидеть взаимосвязь живого и неживого в природе, получить знания о том, чего нельзя делать, а что можно и нужно.
Например:
-нельзя разорять муравейник, но можно понаблюдать за муравьями, оградить муравьиный дом, «поохранять» этих насекомых;
-нельзя ломать ветки дерева, но можно подойти к нему, погладить, понюхать кору, поздороваться;
-нельзя рвать цветы, но можно их понюхать, внимательно рассмотреть, полюбоваться ими.
Хороша игра «Противодействие» (идея А.М. Страунинг), которая учит находить слова, объединяющие две противоположные функции, например:
-молния - очищает и бьет;
-лес – дарит и забирает, защищает и бьет.
Закрепить знания детей о съедобных ягодах и ядовитых растениях, несъедобных и съедобных грибах можно в игре с мячом «Съедобное – несъедобное».
Для закрепления навыков по безопасному поведению, полученных при непосредственной деятельности в созданных практических ситуациях, можно использовать игровой и дидактический материал, эксперименты, которые можно найти, например, в программе «Тризенок в доме».

Важно, чтобы сведения, полученные ребенком в детском саду, находили свое подтверждение в кругу семьи.